Будьте всегда в курсе!
Узнавайте о скидках и акциях первым
Новости
Все новости
27 августа 2018
Изменение фиксированного курса Hoermann
3 июля 2018
3% мелочь, а приятно.
11 апреля 2018
Возвращаем 25%
Статьи
Ольга Шипулина
Заместитель генерального директора ООО «Универсал-Cпецтехника»
Погрузчик в аренду
Если ваш склад не располагает свободными финансовыми средствами, но для работы необходим погрузчик, на выручку в этой ситуации приходит аренда...
В конкурентной борьбе за потребителя практически все крупные игроки рынка напольного подъемно-транспортного оборудования предлагают своим клиентам такие услуги как рассрочка, кредит, лизинг, аренда и другие схемы. Для того чтобы определиться, какая из них является оптимальной в конкретном случае, следует взвесить возможные риски и преимущества каждой из схем.
Напомним содержание этих терминов. Рассрочка – способ взаимных расчетов, при котором покупатель вносит платежи в течение определенного времени долями в соответствии с договором (как правило, первый платеж составляет 20–30–50% от общей стоимости). Плюс – не нужно единовременно изымать из оборотных средств всю сумму, продавец не требует столь жесткого залогового обеспечения, как банк, предоставляющий кредит, минус – итоговая цена оказывается выше, чем при единовременной оплате (с учетом процентов). Привлечение банковского кредита на реализацию проекта по обновлению основных средств также имеет свои сильные и слабые стороны. Для его оформления необходимо подтвердить платежеспособность фирмы (выдержать требуемое соотношение между выплатами по кредитным обязательствам и объемом оборотных средств компании). Помимо выплаты процентов по кредиту на плечи покупателя ложатся и налоговые обязательства (самостоятельное приобретение актива сразу же влечет за собой принятие к зачету НДС). Таким образом, итоговая цена, так же, как и в предыдущем случае, оказывается выше.
Наиболее распространенной финансовой схемой при покупке дорогостоящей техники становится лизинг. Здесь наша страна, как обычно, движется в направлении общемировых тенденций с некоторым отставанием. По разным оценкам, мировая практика такова, что инвестиции в основные фонды или приобретение оборудования с помощью лизинга составляет от 1/3 до 60%. В Америке и Германии в лизинг приобретается больше техники, чем за наличные и в кредит. Констатируя, что в нашей стране рынок лизинговых услуг в целом сформировался, аналитики отмечают, что, в отличие от развитых стран, у нас доля лизинга в инвестициях в основные фонды пока на порядок ниже.
Рейтинг финансовых схем, применяемых при покупке напольного подъемно-транспортного оборудования, примерно таков: на первом месте стоят прямые продажи, вплотную к ним – лизинговые операции, с большим отрывом замыкает цепочку аренда погрузчиков.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИЗИНГА
Иногда лизинг определяют как специфическую разновидность аренды, учитывая происхождение от английского первоисточника (leasing в переводе с английского – «долгосрочная аренда»). Построенная на разделении права собственности на актив и права использования этого актива, что относится к правовой сфере деятельности, лизинговая операция как экономическая форма деятельности несет в себе элементы кредита, аренды и инвестиций. В ней участвуют три стороны: продавец, лизинговая компания (которая выкупает у продавца технику) и покупатель, арендующий ее с правом выкупа в собственность у лизинговой компании. По форме договора лизинг – это отношения арендные, поскольку оформляются договором аренды. По экономическому содержанию – это отношения купли-продажи и кредита. То есть вы фактически еще не являетесь собственником, и, следовательно, не несете всю полноту ответственности за состояние приобретенной техники, но уже используете ее в бизнес-целях и получаете дополнительную прибыль.
Считается, что лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами финансирования:
лизинг предполагает 100-процентное финансирование и не требует быстрого возврата всей суммы долга;
аренда обеспечивает финансирование арендатора в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах. Это особенно выгодно мелким заемщикам, для которых просто невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают более солидные компании. Лизинговое соглашение может быть разработано с учетом специфических особенностей арендаторов;
многие арендаторы имеют долгосрочные финансовые планы, в течение реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании;
при лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решается одновременно;
приобретение активов посредством лизинга выполняет «золотое правило финансирования», согласно которому финансирование должно осуществляться в течение всего срока использования актива. Если при покупке актива используется заемный капитал, то обычно требуется более быстрое погашение ссуды, чем срок эксплуатации актива;
лизинг повышает гибкость арендатора в принятии решений. В то время как при покупке существует только альтернатива «не покупать», при лизинге арендатор имеет более широкий выбор. Из лизинговых контрактов с различными условиями арендатор может выбрать тот, который наиболее точно отвечает его потребностям и возможностям;
ввиду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования;
ввиду того, что частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, проще получить контракт по лизингу, чем альтернативную ему ссуду на приобретение тех же активов;
при использовании лизинга, арендатор может использовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы арендатор может использовать на другие цели;
так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций;
в случае низкой доходности арендатора последний может воспользоваться возвратным лизингом, дающим возможность получения льготного налогообложения прибыли;
лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект;
возможность получения высокой ликвидационной стоимости предмета лизинга в конце контракта является во многих случаях определяющим для принятия лизинга арендаторами.
Помимо перечисленного, арендатор имеет ряд преимуществ в учете арендуемого имущества. Среди них:
лизинговые платежи, уплачиваемые арендатором, учитываются у него в себестоимости, то есть средства на их уплату формируются до образования облагаемой налогом прибыли;
лизинг не увеличивает долг в балансе арендатора и не затрагивает соотношений собственных и заемных средств, то есть возможности лизингополучателя по получению дополнительных займов не снижаются;
учет и амортизация лизингового имущества производится на балансе лизингодателя.
Срок лизинга, как правило, соответствует периоду амортизации предмета лизинга, но срок лизингового контракта обычно бывает меньше. Чем больше срок лизинга и соответственно ниже остаточная стоимость имущества, тем свободнее условия эксплуатации имущества и дальнейшего его использования.
РЕАЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛИЗИНГА
Ускоренная амортизация, уменьшение налога на имущество и прибыль, выделение НДС в лизинговых платежах и принятие его к зачету, включение лизингового платежа в затраты, возможность возложить хлопоты по регистрации и техосмотру на плечи лизинговой компании – все это привлекает руководителей предприятий, которые умеют считать деньги и экономить время. По свидетельству специалистов, сейчас приобретают технику в лизинг абсолютно любые предприятия – и крупные, и малые. Правда, мотивация у каждого своя. Небольшие развивающиеся компании используют лизинг для приобретения дорогостоящей техники из-за нехватки средств. Крупные промышленные холдинги привлекает в лизинге экономия на налогах. Предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ) тяжело получить банковский кредит на длительный срок, в то время как лизинг для них доступен.
Естественно, спрос рождает предложение. Лизинговые компании в борьбе за клиента улучшают качество обслуживания и пересматривают условия договоров. Они снижают стоимость услуг, упрощают процедуру заключения сделки, сокращают список документов, предлагают новые программы. Так, размер авансового платежа во многих компаниях уменьшился с 30 до 20%. Появились компании, предлагающие 100-процентное финансирование. Маржа лизинговых компаний снизилась по рынку с 8–11 до 6–8%. Срок лизинга техники вырос до трех лет. Кроме того, теперь и лизинговые компании стали существенно сокращать срок рассмотрения заявок.
Однако только улучшение условий договоров уже не способно удовлетворить потребности сегодняшнего клиента. Перенимая западный опыт, российские лизинговые компании предлагают все более полный и оперативный лизинг (ремонт, сервисное обслуживание, организационно-документарная и финансовая работа).
АРЕНДА ИЛИ ЛИЗИНГ?
В пользу аренды свидетельствует опыт западных компаний, где в аренде находится до 60% всей используемой техники. Так, например, в Великобритании две трети продаваемых погрузчиков продается прокатным конторам. В России сегодня крупные компании все чаще предпочитают отдавать на аутсорсинг такие функции как техническое оснащение и обслуживание складских комплексов. Растет и спрос на аренду дорогих погрузчиков с оператором. Опыт общения с клиентами, которые пользуются такой услугой как аренда складской техники, в частности погрузчиков, подтверждает, что она востребована и выгодна в целом ряде случаев. Во-первых, когда компания только начинает бизнес и не располагает достаточным объемом свободных средств для приобретения погрузчика в собственность или в лизинг, аренда позволяет сосредоточить внимание на развитии основного бизнеса, не отвлекаясь на вопросы содержания техники, возникающие в процессе эксплуатации. Во-вторых, когда бизнес развивается достаточно быстро, а имеющаяся погрузочная техника уже не обеспечивает его потребностей, – в этом случае свободные средства экономически также более целесообразно направить в оборот, нежели на приобретение техники.
Давайте посчитаем
Расходы по приобретению и эксплуатации погрузчика Komatsu FD 15T-20, мачта TFV 4.7 за два года:
Условия, на которых компании предлагают складскую технику и, в частности, погрузчики в аренду, разные. На сумму оплаты этой услуги в договоре влияет ряд факторов: погрузчик какой марки и грузоподъемности и на какой срок будет арендован, сколько часов в день он будет эксплуатироваться и др.
Вот пример клиента, который обращается за арендой погрузчика раз в месяц на 1–2 дня: он получает вагон с цементом, который нужно разгрузить и складировать, все остальное время продает товар в розницу небольшой фасовкой, что не требует применения дорогой спецтехники. Ему нужен погрузчик на это короткое время за приемлемую цену.
Таблица
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ Покупка, руб. Аренда, руб.
Покупка погрузчика 557 770 604 240
Налог на имущество 2,2% Около 17 200 Нет
Налог с владельцев транспортных средств 370 Нет
Регистрация и разрешение на эксплуатацию в гостехнадзоре 3000 Нет
Шины и детали не меняемые по гарантии (свечи, ремни, колодки, аккумуляторы) 15 000 5124
Стоимость ТО с материалами 211 768 За счет арендодателя
Упущенная выгода(при оборачиваемости 0,5 года и прибыльности 15%) 417 773 Оборотные средстваработают в основном бизнесе
ИТОГО 1 222 881 609 364
Примечание. Расчет экономического эффекта применим для компаний, полностью показывающих свои оборотные средства и прибыль.
На рынке масса демпингующих компаний, которые будут рады предоставить погрузчик на несколько дней по очень низким ценам. Для них заработать хотя бы 100 долларов в день – хорошо, неважно, насколько это окупает затраты. Скажем, 8-часовая смена какого-нибудь болгарского погрузчика года выпуска 1985-го, грузоподъемностью до 1,8 т, в стандартной комплектации будет стоить от 1700 рублей. Техническое состояние такого погрузчика, как правило, не позволит отдать его в аренду на длительный срок, а на день-другой – пожалуйста.
Понятно, что качественную хорошую технику на таких условиях не получить. Как и погрузчик со специфическим навесным оборудованием. Самые высокие расценки на краткосрочную аренду новых погрузчиков известных марок при аренде от 1–3 дней 8-часовой смены 1,5–2-тонного погрузчика – от 310–350 у. е.
Чем больше срок аренды, тем ниже ставка платежа. По разумным ценам предлагается в аренду качественная техника Komatsu Forklift Co., Ltd., которая работает у таких крупных арендаторов как Coca-Cola, Pepsi, сеть гипермаркетов «Ашан».
Оптимальные расценки на аренду начинаются с трех месяцев. Так, погрузчик стандартной комплектации грузоподъемностью 1–1,8 т можно арендовать по цене 1000–1500 рублей (8-часовая рабочая смена), грузоподъемностью 2–3 т – 1200–1900 рублей, грузоподъемностью 3,5–4,5 т – 1540–2000 рублей.
Стоимость рабочей смены при долгосрочной аренде (на срок от 12 до 24 месяцев): 800–1300 рублей (грузоподъемностью 1–1,8 т), 1000–1200 рублей (грузоподъемностью 2–3 т), 1200–1600 рублей (грузоподъемностью 3,5– 4,5 т).
Стоимость указана с учетом эксплуатации 8 моточасов в день. Оплата производится за 30 дней с учетом фактически наработанных моточасов.
Что касается аренды погрузчика с оператором, то в этом случае арендатор оплачивает заработную плату форклифтера, что составляет примерно 700–1200 рублей в день. Аренда – это определенный риск. Чтобы свести его к минимуму, тем более когда приходится арендовать технику не один раз, а с определенной регулярностью, лучше работать с компаниями с хорошим ресурсом и подтвержденной репутацией. Их признаки: опыт работы на рынке, собственная производственная база, выставочный зал, где есть возможность тестирования, широкий модельный ряд предлагаемой техники, большой ассортимент запасных частей.
Другой мотив обращения к аренде – краткосрочная потребность в погрузчике с большей, чем располагает клиент, грузоподъемностью или высотой подъема груза. Целесообразность использования аренды очевидна и для предприятий с большими сезонными колебаниями в объеме товарооборота. Бывает, что клиент еще не использовал погрузочную технику данного вида и хочет попробовать ее в деле, чтобы убедиться в целесообразности покупки, или выбирает поставщика погрузочной техники и хочет протестировать уровень сервисных служб разных поставщиков. В числе форс-мажорных обстоятельств – поломка погрузчика в период пиковой нагрузки и необходимость срочной замены выбывшей из строя техники. Крупные компании, арендующие большое количество погрузчиков для склада, предпочитают брать технику вместе с подготовленными операторами (форклифтерами). Это в значительной степени гарантирует безаварийность и высокую производительность дорогостоящей техники.
Таким образом, делая выбор в пользу арендованной техники, предприятие получает реальные конкурентные преимущества: экономию оборотных средств и возможность сконцентрировать их на основной деятельности, возможность ежемесячного планирования затрат на содержание техники (предсказуемость бюджета), своего рода кредитование бизнеса за счет использования арендной техники, возможность выкупа арендных машин по договорной стоимости, управление рисками предприятия (арендное оборудование страхуется от повреждений и ущерба предприятиям или частным лицам), возможность временного увеличения парка машин за счет аренды в «горячие» сезоны, уменьшение риска простоя при поломке техники; стоимость аренды полностью относится на затраты, отсутствие машин на балансе предприятия позволяет сокращать налогооблагаемую базу, сервисное обслуживание и ремонт производится силами и за счет арендодателя, гарантия работоспособности оборудования, возможность замены техники на время ремонта и технического обслуживания, возможность быстрого обмена или усовершенствования оборудования на новое или более удовлетворяющее растущим требованиям клиента.